Ведомости,
29 ноября 2010 г.
В главных ролях: Альтернативы страхованию нет 1297 просмотров
На сегодняшний день Россия является одной из ведущих энергетических держав мира, а развитие ТЭКа, эффективное использование его ресурсного, производственного и научно-технического потенциала — ключевое условие строительства конкурентоспособной и независимой экономической системы.
Важность ТЭКа для экономики любой страны сопоставима только с масштабами рисков, которые существуют в этой сфере. К сожалению, статистика не обнадеживает: из года в год возрастают и число, и масштабы техногенных катастроф, стихийных бедствий, повышается уровень загрязнения и разрушения окружающей среды. Только за последние два года мы стали свидетелями таких крупнейших техногенных катастроф в области ТЭК, как авария на Саяно-Шушенской ГЭС и разлив нефти в Мексиканском заливе. При этом отмечу, что в данных случаях речь идет об абсолютно непредвиденных авариях на объектах, имевших многоступенчатую систему защиты и технического контроля. Что уж говорить о менее защищенных объектах с высокой степенью изношенности основных фондов?
Чтобы оценить масштабы существующих в российском ТЭКе рисков, достаточно сказать, что протяженность одних только магистральных трубопроводов «Газпрома» и «Транснефти» превышает 200 000 километров. При этом большинство ныне действующих в стране трубопроводов проложено еще в советское время, и средний возраст трубы сегодня зашкаливает за 25 лет. В системе задействовано колоссальное число сложных участков и высокотехнологичного оборудования.
Не удивительно, что проблема минимизации рисков в топливно-энергетическом комплексе с каждым годом становится все более актуальной. Если говорить о роли страховых механизмов в этом процессе, хотелось бы вернуться к аварии на буровой платформе компании British Petroleum. Как известно, BP на протяжении многих лет пренебрегала страхованием, оставляя большую часть рисков на собственном удержании. По данным самой компании, к концу сентября 2010 г. ее расходы на ликвидацию последствий утечки нефти превысили $11 млрд. Эта сумма включает и выплаты по искам. Количество исков, поданных к компании, приближается к 100 000, а объем уже осуществленных выплат по 44 000 из них превысил $800 млн. Выплачивать все эти фантастические суммы ВР придется в основном из собственных средств, что компания и делает, продавая, в частности, свои активы. За три месяца после аварии капитализация BP упала почти в два раза — со $192 до $106 млрд.
Катастрофа в Мексиканском заливе — безусловно, событие экстраординарное. Даже если бы ответственность BP была застрахована более качественно, возмещение, возможно, и не покрыло бы понесенные компанией убытки целиком. Однако также очевидно, что эти убытки были бы несопоставимо ниже и компания имела бы возможность более свободно и оперативно направлять средства на ликвидацию последствий аварии. Трагедия в Мексиканском заливе показала, что в сфере энергетики катастрофические убытки по одному-единственному случаю могут привести к тяжелейшим последствиям для компании в целом. В то же время затраты на страхование, распределенные во времени, подобный исход способны предотвратить.
Как мы видим, альтернативы страхованию как ключевому элементу системы управления рисками в ТЭКе сегодня нет. Гораздо менее очевидным для них является вопрос о стоимости страхового полиса.
Каждый знает, что нельзя купить хорошее французское вино за сто рублей и где-нибудь в переходе метро. Так почему же, когда мы говорим о такой технологически сложной финансовой услуге, как страхование, подобная логика перестает действовать?
Чтобы ясно представлять себе, какова должна быть цена страховой защиты, необходимо понимать, из чего она складывается. Два главных фактора, влияющих на цену страхового полиса, — это андеррайтинговая оценка вероятности убытка и стоимость перестраховочной защиты. Последний фактор особенно важен, поскольку капитализация, а следовательно, и емкость российского страхового рынка сегодня, мягко говоря, недостаточны. Страховые компании просто не в состоянии самостоятельно покрыть такие крупные риски, которые существуют в сфере ТЭК. В качестве примера можно привести аварию на Саяно-Шушенской ГЭС, ущерб от которой оказался практически равен суммарному капиталу трех крупнейших российских страховщиков в области страхования предприятий топливной энергетики. Именно поэтому перестрахование рисков на международном рынке является неотъемлемым и важнейшим условием обеспечения надежной страховой защиты, стоимость которой напрямую зависит от качества перестрахования: чем шире круг компаний, входящих в перестраховочный пул, и чем выше надежность этих компаний, тем дороже будет стоить и сам страховой полис.
К сожалению, подобные соображения не всегда берутся в расчет. Более того, российское законодательство, регулирующее госзакупки и распространяющееся, в том числе на большинство предприятий ТЭКа, поощряет исключительно ценовую конкуренцию между страховщиками. Не удивительно, что именно демпинг становится основным методом борьбы с конкурентами. У нас есть конкретные примеры, когда стоимость перестраховочной защиты на Западе оказывалась в разы и даже в десятки раз выше, чем те тарифы, с которыми российские страховые компании выигрывали конкурсы.
Необоснованная тарифная политика, объяснимая желанием любой ценой отгрызть клиента у конкурирующей компании, приводит к сложностям при последующем размещении риска на перестраховочном рынке. В конечном итоге многие страховые компании не в состоянии обеспечивать застрахованные объекты реальным страховым покрытием, поскольку принимаемые ими на страхование риски нигде не могут быть перестрахованы. Здесь принцип такой: если вдруг произойдет серьезный убыток, то страховая компания, а возможно, и сам страхователь, просто обанкротятся. А если не произойдет, то всем будет хорошо. Но это уже не страхование, а игра в рулетку.
Вадим Янов окончил Ленинградский финансово-экономический институт. 1985–1991 гг. – начальник бюро планового отдела Ленинградского машиностроительного объединения им. К. Маркса. 1993–2006 гг. – генеральный директор страховой компании «АЛЬМА». В 2006 г. возглавил «СОГАЗ».
«СОГАЗ» - страховая группа Крупнейшие акционеры ОАО СОГАЗ (на 30 апреля 2010 г.): ОАО АБ «Россия» (через ООО «ИК АБРОС») – 51%, ОАО «Газпромбанк» – 19,04%, ООО «Акцепт» (по данным ЕГРЮЛ, учреждена Михаилом Шеломовым – 99,9% и Дмитрием Мансуровым – 0,1%) – 12,47%, ООО «Лирус» –12,5%. Финансовые показатели (МСФО): Прибыль (2009 г.) – 7,5 млрд руб., Активы (на 31 декабря 2009 г.) – 77,78 млрд руб., Совокупный капитал – 16,53 млрд руб., Чистая сумма заработанных премий – 35,43 млрд руб.
Вадим ЯНОВ, председатель правления страховой группы «СОГАЗ» Приложение «Форум» Крупнейшие убытки в ТЭК РФ
Вся пресса за 29 ноября 2010 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Огневое страхование, Управление риском
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
21 января 2025 г.
|
|
Коммерсантъ, 21 января 2025 г.
Страховщикам упрощают путь в управляющие
|
|
Финмаркет, 21 января 2025 г.
Generali и французская BPCE договорились об объединении инвестиционных операций
|
|
Башинформ, Уфа, 21 января 2025 г.
В Уфе подешевеют полисы ОСАГО
|
|
Казахстанский портал о страховании, 21 января 2025 г.
Страховая компания «Евразия» выплатит более $4 млн за ущерб от пожаров в Калифорнии
|
|
Office life, Минск, 21 января 2025 г.
Минфин утвердил новые требования к профпригодности руководства страховых компаний
|
|
infopro54.ru, Новосибирск, 21 января 2025 г.
В Госдуме предложили увеличить лимиты выплат по ОСАГО после ДТП почти на треть
|
|
ОренбургМедиа, 21 января 2025 г.
Ущерб на миллион. В Оренбурге будут судить банду автоподставщиков
|
|
Верстов.Инфо, Магнитогорск, 21 января 2025 г.
В Магнитогорске один из самых высоких в России страховых коэффициентов по ОСАГО
|
|
Казахстанский портал о страховании, 21 января 2025 г.
Стоимость страхования слияний и поглощений в Европе снова снижается
|
|
РБК.Уфа, 21 января 2025 г.
В Уфе снизится стоимость полисов ОСАГО
|
|
Новосибирские новости, 21 января 2025 г.
Новосибирцы инсценировали ДТП с Porsche Cayenne ради страховки
|
|
Frank Media, 21 января 2025 г.
Российские топ-менеджеры активно страховали свою ответственность в 2024 году
|
|
Казахстанский портал о страховании, 21 января 2025 г.
WDF запускает застрахованные углеродные кредиты с высокой степенью надежности
|
|
Правда УРФО, Екатеринбург, 21 января 2025 г.
Суд взыскал полмиллиарда с экс-бенефициаров страховой «ЮЖУРАЛЖАСО» из Челябинска
|
|
Общественная служба новостей (ОСН), 21 января 2025 г.
Эксперт Мигаль прокомментировала новую инициативу для страховщиков по ОСАГО
|
|
Frank Media, 21 января 2025 г.
Страховые компании хотят упростить получение лицензий УК
|
|
Бизнес online, Казань, 21 января 2025 г.
Полис может подорожать на 10–25%: автоэксперты оценили идею депутатов поднять выплаты по ОСАГО
|
 Остальные материалы за 21 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|